Сфера | Район | Одобрений | Число участников, принявших участие в обсуждении | Период обсуждения | Статус |
---|---|---|---|---|---|
Образование и наука | Липецк | 19 | 19 | 12.11.2015 – 27.12.2015 |
Информационная открытость и академическая мобильность липецкой системы высшего образования
Проблема: миграция значительной части абитуриентов липецких школ в вузы других регионов. Отдельные преподаватели также мигрируют в более развитые университеты других областей. Для сравнения: Белгород, Орёл (города, по численности и возможностям явно не больше Липецка) эту миграцию в значительной степени преодолели. У университетов этих городов есть опыт чтения лекций на иностранных языках, массовых зарубежных стажировок студентов, реальной работы студентов на предприятиях уже во время практик (с трудовой книжкой и т.п.).
Возможные причины: отсутствие динамики в развитии липецких вузов вследствие информационной закрытости и слабой мобильности преподавателей-учёных. Вузы Липецкой области «варятся в собственном соку», а это приводит к формализму проведения практик, иных форм работы. Сами вузы часто слабо связаны между собой и с работодателями.
Федеральная власть создаёт массу возможностей для развития вузов (гранты вузам, гранты преподавателям, финансирование программ развития, иные конкурсы) — только липецкая система образования от этого далека.
Предложение: создать портал «Липецкое образование». Его цель — повышение информационной открытости всей системы высшего образования региона, формирование целостного вузовского сообщества, стимулирование вузов к развитию в условиях такой открытости. Почему бы вузам не использовать идеи Болонского процесса (академическая мобильность) на уровне региона и не предоставить возможность отдельным преподавателям читать открытые лекции в других вузах нашей области как мастер-класс и освещать это на страницах портала — и для вуза, и для самого преподавателя это было бы честью. При этом премиальный фонд для стимулирования таких работников в вузах имеется.
На сайте можно предусмотреть рубрики: «Лучший педагогический опыт» (рассказы о достижениях липецких преподавателей), «Лучший научный опыт» (рассказы о достижениях работников образования в науке), «Мастер-классы» (сюжеты о проведении публичных лекций и т.п. преподавателей одного липецкого вуза в стенах другого — а для вуза это было бы честью попасть на страницы портала), «Студенты-липчане на практике» (сюжеты о практиках студентов, возможно даже в других регионах), «Новости образования» и т.п.
Этот портал может стать хорошим «пиаром» всей системы вузов региона. Он может усилить здоровую конкуренцию среди вузов, преподавателей, студентов. Предложение может уменьшить формальный подход к построению образовательного процесса, ведь авторами портала будут не работники самого вуза (как это часто бывает, когда они готовят информацию для сайта своего вуза), а независимые лица, сами студенты.
Не думаю, что поддержка этого портала потребует серьёзных финансовых затрат. Готов лично принять участие в его развитии.
Прикрепленных файлов нет |
Пригласить друзей
|
Предложения к идее
Обсуждение завершено
Вчера один вуз Липецка лишили аккредитации. Ужесточение политики Рособрнадзора вынуждает университеты искать и пытаться удерживать у себя квалифицированные кадры, больше работать «на совесть». Да и студенты, думаю, не совсем уж нулевые — некоторые выбирают вуз исходя из того, что он может предложить, чему научить. К сожалению, большая часть вузов осуществляет пиар на пустом месте, меняет логотипы, структуру, оставляя внутреннее содержание таким же.
0Мой голос в поддержку. Эта идея, может, хоть чуть заставит систему работать больше в реале, нежели просто на бумаге.
4Уважаемая Наталья, спасибо за поддержку. Абсолютно согласен, информационная открытость нужна. Ведь какая же классная идея была когда-то внедрена в практику — публичный доклад руководителя учебного заведения. да только часто эти доклады сильно регламентировались и превращались в «кучу» цифр".
4Поддерживаю! Информационная открытость очень нужна и образованию, и другим сферам жизни Липецка.
5Уважаемый Виктор, спасибо за поддержку идеи. Мне жаль, что происходит сейчас с Елецким государственным университетом (между прочим, вуз, где я учился в аспирантуре и защищал диссертацию). Вузы сегодня поставлены Министерством образования и науки в жёсткие условия выживания. Возможности, средства в системе образования есть — посмотрите, сколько грантов, госзакупок и т.п. Но часто региональные вузы от этого удалены.
7Сохранит ли Елец свой университет? ЕГУ им. И.А Бунина является градообразующим учреждением и многим ельчанам, как и представителям других городов, не безразлична его судьба.Может случиться так, что будет уже не с кем и не где говорить о образовательном процессе…
По данным воронежского издания Коммерсант.ru: Положение одного из последних черноземных вузов, не расположенных в областном центре, может серьезно ухудшиться. Рособрнадзор приостановил аккредитацию трех основных образовательных направлений Елецкого госуниверситета имени Бунина (ЕГУ, Липецкая область) — экономического, педагогического и гуманитарного. На них учится более половины студентов бывшего пединститута — 1,8 тыс. человек. Глава университета Евгения Герасимова называет приостановку «формальным решением», принятым из-за уже якобы устраненных «глупых, детских» нарушений. Ее коллеги по отрасли уверены, что надзорное ведомство так реагирует только на «серьезные проступки».
Решение о приостановке государственной аккредитации трех направлений в ЕГУ Рособрнадзор принял по результатам проверки университета, говорится в сообщении ведомства. Санкции коснулись бакалавриата и специалитета по экономике и управлению, образованию и педагогике, а также гуманитарным наукам. Госаккредитация подтверждает соответствие образования в вузе федеральным стандартам. В случае ее аннулирования или приостановки вуз не может выдавать выпускникам дипломы гособразца, а юноши-студенты лишаются отсрочки от армии. В этих случаях «учредитель вуза (Минобрнауки РФ. — „Ъ“) обязан обеспечить перевод студентов в другие учебные заведения на имеющиеся аналогичные программы».
В пресс-службе Рособрнадзора сказали „Ъ“, что не могут комментировать конкретные причины приостановки решения, но отметили: «Чаще всего у вузов отсутствуют преподаватели с необходимой квалификацией и опытом работы, нужное оборудование, методики и учебная литература». Срок на устранение нарушений, после которого аккредитация будет аннулирована, в ведомстве не уточнили. Обычно этот срок не превышает полугода. Ректор ЕГУ Евгения Герасимова вчера заявила „Ъ“, что выявленные Рособрнадзором нарушения «уже устранены». «С 16 по 20 ноября надзорное ведомство проводило выездную проверку в нашем вузе. Из-за глупых, детских нарушений мы получили замечания по трем образовательным программам», — сообщила госпожа Герасимова, не пояснив, какие именно нарушения она имеет в виду. По ее словам, аккредитация была приостановлена «по формальным требованиям к процедуре проверки». Ректор рассчитывает на возобновление аккредитации после 14 декабря — тогда, по ее словам, завершится период переоформления разрешения на выдачу дипломов гособразца. ЕГУ имени Бунина занимает последнюю, 209-ю, позицию в Национальном рейтинге университетов — 2015 (подготовили «Интерфакс» и «Эхо Москвы»).
Согласно мониторингу эффективности вузов, проведенному Минобрнауки в 2015 году, ЕГУ выполнил пять из семи показателей качественной работы (необходимый минимум — четыре). Подвели университет финпоказатели и трудоустройство выпускников. По данным министерства, на направлении «образование и педагогика» учится почти 1,2 тыс. студентов (34,4% от всех), на экономике и управлении — 198 (7,7%), на гуманитарных науках — 416 (12%). Общая сумма доходов вуза, по проведенной в этом году оценке министерства, составляет 592,9 млн руб. Ректор одного из черноземных вузов, пожелавший не раскрывать свое имя, уверен, что Рособрнадзор «не приостанавливает аккредитацию по незначительным причинам». Он полагает, что потеря вузом аккредитации «значительно уменьшит объем его финансирования из внебюджетных источников и подтолкнет к объединению с другими вузами региона».
Собеседник „Ъ“ предположил, что объединение в рамках программы по созданию опорных вузов может состояться на базе Липецкого государственного педуниверситета (ЛГПУ). В ректорате ЛГПУ вчера вечером не отвечали на звонки „Ъ“. Курирующий образование липецкий вице-губернатор Юрий Таран считает, что информации о возможном объединении вузов «не стоит доверять». «Процедура аккредитации — рабочий момент. Проблемы у университета были, и приостановление аккредитации — сигнал, что работать надо лучше. Но в прошлом году вуз успешно прошел аккредитацию по ряду направлений, и я уверен, что через год ЕГУ сможет вновь ее пройти по нынешним проблемным направлениям, если они еще будут на тот момент выгодны вузу», — пояснил господин Таран.(Сергей Калашников, Олег Мухин)http://www.kommersant.ru/doc/2866486
Виктор и Николай, большое спасибо за поддержку моей идеи. Абсолютно согласен — разрыв в уровне зарплат имеется. Во многом потому, на мой взгляд, что липецкие вузы не научились коммерциализировать результаты интеллектуальной деятельности и поэтому удалены от финансовых потоков в сфере образования.Министерство образования сегодня ставит вузы в ситуацию жесткой конкурентной борьбы. А это влечет за собой необходимость всеми силами удерживать профессоналов, изменять принципы работы. Портал и мобильность, которые я предлагаю, может хоть чуть ситуацию изменят.
7а у нас везде огромный разрыв между слугами народа и самим народом. не только в образовании. во всем обществе. и это неприемлимо.
5Необходимо привлечь внимание к гигантскому разрыву между доходами руководства государственных ВУЗов и преподавателей, особенно молодых. В своём интервью «Комсомольской правде» 1.12.2015 г. министр образования Д.В. Ливанов сказал: «Конечно, во многих регионах положение сложное, здесь у Правительства России есть специальные меры поддержки, ориентированные на повышение зарплат. На педагогов, медицинских работников, работников культуры в год предусмотрено в форме дотаций региональным бюджетам около 120 миллиардов рублей. Есть и бюджетные кредиты, которые дает Минфин.Преподаватели вузов и ученые в 2018 году должны в среднем получать 200% от средней зарплаты по региону. В этом году, по планам Правительства, мы должны обеспечить уровень зарплат преподавателей и научных сотрудников примерно на 1/3 выше от средней по региону.Еще очень важно, что у работника системы образования заработная плата снизилась в два или в три раза за счет того, что сокращены доплаты и различные стимулирующие выплаты. Наша позиция, выработанная совместно с Общероссийским профсоюзом образования, состоит в том, что гарантированная часть зарплаты не должна быть меньше 60-70%».
6Уважаемая Виктория Викторовна, дорогие коллеги, липчане. Спасибо за поддержку моей идеи. БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА: давайте не будем переходить на личности и не будем обсуждать руководство вузов. Моя идея в другом.Информационная открытость, мобильность преподавателей на региональном уровне, на мой взгляд, будет способствовать уменьшению формализма и закреплению пусть не всегда «удобных» начальству, но профессиональных преподавателей, которы не постесняются показать свой профессионализм в других вузах. А портал может способствовать конкуренции вузов и повышению качества образования. С удовольствием готов обсуждать предложения далее.
7Профанация идей высшего образования налицо. Люди науки теперь остаются не у дел. На смену им приходят «образовательные менеджеры » новой формации, занимающиеся исключительно личным пиаром. Разваливается ЕГУ им.И. А. Бунина, изгнаны оттуда молодые перспективные сотрудники, созданы уродливые подобия факультетов, величаемые теперь гордо -институты! Развалена аспирантура и докторантура! Просто диву даёшься как быстро новому ректорату удалось угробить самый перспективный вуз области! Этот порочный опыт внедрят теперь и новый ректор ЛГПУ Нина Федина. Когда наконец власти области поймут, что люди, для которых собственный пиар, дороже истины не способны вести образование на новый уровень?
6Светлана Владимировна, Николай, Елена Николаевна, большое спасибо за поддержку идеи. Да, у меня наболело, ибо я зачастую «изнутри» вижу проблемы липецкого образования. Уверен, что информационная открытость и углубление взаимодействия вузов вкупе с конкуренцией поможет вузам уменьшить формализм в некоторых действиях.
6Большое всем спасибо за одобрения и голосование «за». Думаю, варианты развития портала могут быть очень разными. В том числе и обмен опытом преподавания.Виктор, абсолютно согласен — надо ректорам вузов больше думать о том, как привлекать пусть и не всегда «удобных», со своим мнением, преподавателей, отличающихся высоким уровнем профессионализма. Более того, Министерство образования уже несколько лет ставит руководство вузов перед такой необходимостью — мониторинги эффективности и т.п.
8В рамках проекта нужно сделать акцент на сохранение классического образования и опыта ВУЗов Липецкого области
7Мы ЗА создание портала «Липецкое образование»!!!
6